Собаки в европейской живописи

Опубликовано Tatyana 06.07.2017 0 Комментарии Справочник,

Изображение животных, в частности собак, в европейской живописной традиции отражает тенденции своего времени и в данной статье постараемся рассмотреть, как эволюционирует образ собаки на полотнах живописцев 

Начнем в хронологическом порядке. Питер Брейгель Старший (ок. 1525 - 1569). Его знаменитая картина "Охотники на снегу" (Jagers in de Sneeuw, 1565; доска, масло. 117×162 см)... 

 

Питер Брейгель. Охотники на снегу (1565)

 

 

Усталые охотники возвращаются домой, увязая в глубоком снегу. Охотничьи собаки плетутся за ними, одна из них повернула голову и смотрит прямо на зрителя (на художника?). Охотники (их одежда), собаки, стволы деревьев, стены ближних домов - всё выдержано в единой темно-коричневой гамме. Группа охотников и стая охотничьих собак составляют единое целое. Их путь задан общим вектором движения группы, и взгляд зрителя, перемещаясь в направлении их движения, видит цель пути - деревню, в которую спускается группа.

Возвращаясь к "героям" этого поста - собакам - можно сказать, что они, не слишком выделяясь, но и не теряясь в общей композиции картины, прекрасно выражают общий настрой и гармонично связаны с целым. Собака- помощник человека, выполняющий определенную работу

 

 

На знаменитой картине Ван Дейка рядом с королевскими детьми сидит их верный телохранитель - огромный мастиф, размером с хорошего теленка. Сын Карла I (будущий Карл II) царственно положил ему на голову свою руку. Какой бы ни была крупной собака, взгляд зрителя неизбежно возвращается к выразительным лицам детей. В правом нижнем углу картины мы видим еще одну маленькую собаку, прямо над ней находится младенец, который тянется ручкой к мастифу. Взгляд зрителя, таким образом, возвращается к крупной собаке, находящейся почти в центре композиции. Однако, в самом центре картины художник поместил лицо юного принца, и именно оно становится "опорной точкой" картины, постоянно приковывающей взгляд. 

 

Антон Ван Дейк (1599 - 1641). Дети короля Карла I (1637)

 

 

 

 

 

Герард Терборх  (1617 - 1681). Женщина, моющая руки

 

     

 

 

 

 

(17 в.) - один из главных мастеров    голландской жанровой живописи, и на  картине мы видим типичную жанровую    сценку: женщина моет руки, служанка льет  воду из ковшика, в нижнем левом углу  картины пристроилась небольшая  комнатная собачка. Небольшой размер,  неподвижная поза, композиционное  расположение в углу картины превращают  ее почти что в элемент интерьера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

     

 

 

 

 Еще один замечательныйьный голландский художник 17 века - Сэмюэл Диркс ван Хогстратен с его прекрасной картиной "Вид в коридор". Взгляд буквально "проваливается" в анфиладу комнат, прочерченную в центре картины.

Мы видим сразу три животных: комнатная собачка, которая находится в центре картины на переднем плане и смотрит прямо на зрителя; попугай в клетке, подвешенной к потолку, прямо над собакой, и кошка в правой части картины. Прутья клетки напоминают решетки на окнах, сквозь которые в комнаты льется яркий свет. В правой, более освещенной, части картины мы видим беседующих даму и кавалера (мужчина отражается в зеркале).

На ступеньках лестницы, ведущей на второй этаж, лежит скомканный листок (возможно, письмо), а рядом с собачкой стоит щетка.

 

Все эти детали задают основные сюжетные линии этой жанровой картины, а собачка на первом плане, взглянувшая на внезапного гостя (=зрителя), как будто готовится звонким лаем нарушить уединенный покой любовной встречи.

 

 

 

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен (1627 - 1678). Вид в коридор.

 

 

 

 

Испанская живопись. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 в.) - знаменитый  живописец, глава севильской школы. Безусловно, главный герой его известной картины "Мальчик с собакой" - это мальчик из простонародья, весело разговаривающий со своим любимцем. Взгляд собаки, занимающей незначительную часть картины, обращен на мальчика. И взгляд мальчика, который занимает бОльшую часть картины, обращен на собаку. Таким образом, именно "разговор", общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

 

 

Мурильо (1617 - 1682). Мальчик с собакой (1650-60)

 

 

 

 

Ну а теперь - британцы!.. Если учитывать английскую сентиментальность и любовь к животным, то становится понятным, почему эта тема занимает такое большое место в британской живописи. 

 

 

        Очень известный  британский живописец и  теоретик искусства Уильям Хогарт (1697 - 1764)  написал свой знаменитый "Автопортрет" в 1745  году.

          Здесь мы видим пример давней традиции        портретирования с животными. Характерная  барочная композиция картины превращает ее в  "картину в картине": мы видим портрет Хогарта, а  на переднем плане расположены детали,  относящиеся к жизни художника (в частности,  книги, изображенные на картине, — тома  Шекспира, Свифта и Мильтона — демонстрируют  приверженность художника английской  литературе).

 При этом вопреки типично барочному    представлению человека при всех регалиях,  указывающих на его общественное положение,  Хогарт изобразил себя в домашней одежде, без  парика, в компании своего любимого мопса  Трампа. Тем самым художник хотел сказать, что  для него гораздо важнее не официальный статус  человека, а его частный мир,  индивидуальность и характер, и роль  его любимца в выражении этой идеи очевидна.

 

Уильям Хогарт. Автопортрет (1745)

 

 

 

 

Английский (а точнее - шотландский) художник Филипп Рейнегл (1749 - 1833) специализировался главным образом на анималистике и пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он оставил более 250 изображений животных и птиц. На представленной ниже картине мы видим не просто "жанровую сценку" с участием собаки. И даже не портрет "с участием" собаки (как у Хогарта). Мы видим портрет самой собаки! Обратим внимание на это смещение акцентов.

 

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки (1805).

 

 

 

 

 

 

Сэр Эдвин Ландсир (19 в.) был исключительно популярным и успешным живописцем викторианской эпохи, любимым художником королевы Виктории. Его самая известная работа - скульптуры бронзовых львов на Трафальгарской площади в Лондоне. Но подлинную славу ему принесли картины, на которых он изображал животных. В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных, и Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями. 

 

 

Эдвин Ландсир (1802 - 1873). Спасенная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Кстати, любопытно, что в честь Ландсира назвали породу собак, которых он часто рисовал, способствуя тем самым их популярности. Эта разновидность ньюфаундленда так и называется "ландсир"). 

 

 

 

 

 


Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина "Фоксхаунды и терьер на конюшне" (1878) - яркий тому пример

 

 

Джон Эммс (1841 - 1912). Фоксхаунды и терьер на конюшне.

 

 

 

В середине 19 века в Великобритании становится очень популярна живопись, изображающая сцены даже не просто из повседневной, а именно из домашней жизни. Средний класс, набирающий силу, предпочитал видеть сценки из жизни детей, особой любовью пользовались картины, изображающие игры детей с домашними животными. Артур Джон Элсли (1860 - 1952) был одним из самых известных и успешных художников позднего викторианского периода, писавшим такие картины.

 

 

Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях. Любопытный момент биографии Элсли, пожалуй, состоит в том, что успех пришел к нему после того, как он женился. Именно его жена и их единственная дочь стали постоянными моделями его самых известных картин. Изображая свою семью, он и создавал образ счастливого викторианского детства...

 

 

Артур Элсли (1860 - 1952). Спокойной ночи!

 

На примере этого художника хорошо видно, как живопись сползает в кич. Но это именно переходная форма. Живопись Элсли находится на границе между искусством и кичем: еще не совсем кич, но уже и не искусство. 


Обратим внимание на то, что собаки становятся всё более "человечными", а люди (в данном случае - дети) - всё более и более кукольными.

Элсли - переходная фигура в процессе "сползания" изображения животных в область кича. 

 

 

 

 

 

 

 

Очаровательная светская дама с бессмысленным личиком отправилась на дневную прогулку в сопровождении любимых собачек.

 

 

 

Легкий сюжет, безликая манера письма... Вовсю идет процесс коммерциализации искусства. 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артур Вардл (1864 - 1949). Дневная прогулка. 

 

 

 

 

 

На следующей картине мы видим всё ту же "детскую" тему в разработке интересующего нас сюжета. Интересно сравнить эти картины (дети и собаки) с картинами, например, Ван Эйка или Мурильо, представленными выше в посте. 

 

Речь идет  не о манере письма (ясно, что масштаб этих художников не сопоставим)... Очень показательно изменение самих сюжетов подобных картин. Казалось бы, Ван Эйк писал на заказ парадный портрет королевских детей. С формальной точки зрения - чисто коммерческая живопись))) Однако нельзя не восхититься не только мастерством живописца, но и психологической глубиной образов. Казалось бы, Мурильо изображает жизненную сценку, "разговор" мальчика с собакой (на картинах английских художников тоже есть этот сюжет). Но как тонко и мастерски подана эта тема!.. 

Смотрим, что происходит дальше... Вот на картине Гарольда Пиффарда мы видим ту же самую тему: "разговор" девочки со своей собакой. Без комментариев))

 

 

 

Гарольд Пиффард (ум. 1938). Хочешь кусочек? Скажи "гав"!

 

Большинство работ Чарльза Бартона Барбера - это чистый кич. Правда, следует сразу оговориться, что хронологически последовательности здесь нет: он жил раньше Элсли, и если считать именно Элсли переходной фигурой между искусством и кичем, то Барбер выбивается из этого ряда. Тем не менее, в данном случае логика развития живописи и хронология не совпали. "Кичевость" большинства работ Барбера очевидна. Сюжеты становятся всё проще и проще... Манера письма - всё менее индивидуальной... 

источник - liveinternet 

 

 

 

Оставить комментарий